МОНАСТЫРИ, КРЕСТНЫЙ ХОД В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ - Арнольд Плотников Печать
Понравилось:
3


Не понравилось: 2

МОНАСТЫРИ, КРЕСТНЫЙ ХОД В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ - Арнольд Плотников

Распространение монастырей в Древней Руси началось с XI в. Но монашество возникло задолго до принятия христианства Русью. Основоположником отшельнического, скитского монашества в христианстве считается Антоний Великий (251-356), основателем же общежитейского монашества был преподобный Пахомий Великий (292- 349).

Среди наиболее видных теоретиков монашества были так называемые отцы церкви Василий Великий (330- 379), Григорий Богослов (330-390) и видный византийский теолог, первый систематизатор христианского вероучения Иоанн Златоуст (675-753).

Монах (инок, т. е. иной, не такой как все) - одинокий, уединенный, преподобный, очень подобный самому Спасителю Христу... связывал себя добровольными обетами нестяжания, безбрачия (целомудрия), послушания (отказа от собственной воли), аскетизма - во имя спасения души. Монашество есть практическая реализация христианского дуалистического миропонимания, противопоставляющего дух и плоть, добро и зло. В складывавшихся на этих принципах религиозных объединениях задачи личного спасения сливались с целями общецерковными. Но уход иноков от земных забот и отказ от признанных ценностей сочетались со стремлением воздействовать на мир своим примером и проповедью.

 

Строительство монастырей поддерживалось князьями и чернью, поскольку и те и другие испытывали постоянную потребность иметь земное представительство перед богом в своих делах и чаяниях, а в монахах как раз и видели постоянных богомольцев за свои души, заступников перед богом...

С распространением христианства на Руси создавалось особое церковное сообщество. Церковь опекала и кормила немощных, давала приют и покровительство изгоям, потерявшим защиту мирских союзов. Получая в свое владение и приобретая села, она организовывала труд, судила и рядила мирян. Подданные церкви князю не подчинялись и были лично свободными, хотя и прикреплялись к земле и работали на пользу церкви. Таким образом, возникал более гуманный вид социальных отношений, защищавших больных, престарелых, бездомных (1.43). Кроме того, именно в рамках церковной организации развивались просвещение, живопись, музыкальная культура, архитектура. Хотя вполне естественно, что церковь на Руси способствовала распространению, прежде всего, христианского просвещения, церковного искусства, храмового зодчества (2.53).

Родоначальником монашества на земле Русской принято считать Феодосия Печерского (1008-1074), игумена Киево-Печерского монастыря. Но начинал свой путь он в Курске. Здесь он учился в церковно-приходской школе, пел в церковном хоре, слушал рассказы странников-богомольцев...

Распространение христианства на Руси не было «мгновенным» актом. Так, в «Истории Русской церкви» отмечается: «Дикая страна вятичей оставалась языческой до конца XII в. Один только из древнейших городовые Курск был христианским ранее прочих соседних мест» (3.25). Но по православным справочным изданиям начала XX века самым древнейшим монастырем Курской губернии называется Николаевский (близ Рыльска), основанный в 1505 г. В конце XVI в. к нему добавился лишь один монастырь, Коренная Рождества Богородицы пустынь (1597). Другие курские монастыри возникли, главным образом, в XVII в.:

  1. - Знаменский (до 1649 гг., называвшийся Рождественским), заложен в 1612 г., построен в 1615 г.;
  2. - Свято-Троицкий - в первой половине XVII в.;
  3. - Знаменский - в г. Обояни - во второй половине XVII в.;
  4. - Александро-Мариинская община в Щигровском уезде, которая до 1905 г. была небольшой женской богадельней.

Наибольшую известность в истории нашего края приобрели два монастыря: Курский Знаменский и Коренная пустынь, между которыми появились связи с обретением в конце XIII в. иконы Знамения Богоматери. (Такие иконы, представляющие Богоматерь с поднятыми и раскинутыми руками, несущую на груди изображение Христа-отрока, получили широкое распространение в XI-XII веках как в византийском, так и в древне-русском искусстве. Однако их название «Знамение» известно только на русской почве).

Православный историк так описывает данный период: «Курск и его область, разоренные полчищами татар, пришли в совершенное запустение. Сильные пожары, голод и мор истощили твердое мужество русских. Все казалось гибло, и народ, изнемогавший под тяжестью бедствий, искал облегчения в молитве, как единственном источнике утешения в скорбях жизни» (4.65).

В это время, 8 сентября 1295 г., в 27 верстах от г. Курска, в корнях дерева на берегу р. Тускари была найдена вышеназванная икона. Согласно преданию, когда икона была поднята с земли, на том месте сразу же излился источник чистой воды.

Молва об иконе дошла до рыльского удельного князя Василия Шемяки (согласно историческим данным жившего во второй половине XV в.), который приказал принести ее в г. Рыльск. При многочисленном стечении народа икона Знамение Богоматери была доставлена к городу, но князь неожиданно отказался ее встретить, т. к. «мало сочувствовал народу в благоговении к дару Божию». За маловерие, утверждается в предании, князь был поражен слепотой.

Раскаявшись в своем поступке, В. Шемяка поспешил к иконе, «принес перед нею торжественное моление» и получил прозрение... Из благодарности к исцелению князь соорудил в г. Рыльске храм во имя Рождества Богородицы для чудотворной иконы. Но она странным образом перенеслась из посвященного ей храма на место своего явления.

Будучи и далее неоднократно перенесенной в Рыльск, икона каждый раз неведомо как возвращалась к месту своего первоначального пребывания. Это заставило рылян построить специальную часовню в Коренной пустыни, с определением в ней священника. И с того времени икона постоянно находилась в часовне...

В 1612 г. Россия переживала очередной трудный период в своей истории. Поляки и казаки простирали свои набеги до самого Курска, испепеляя города и веси... Готовясь к очередному отпору врагам, куряне, предводительствуемые воеводой Юрием Игнатьевичем Татищевым, дали благочестивый обет: в случае успеха (а дело было почти безнадежным, т. к. к городу подступило семидесятитысячное польско-литовское войско), освобождения от угрожающего бедствия, соорудить в центре города монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Коренную икону «Знамение».

После победы, при единодушном усердии граждан, обитель была построена в 1615 г. (5.64). В ней были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и преподобного Михаила Малеина с приделами Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. И монастырь назвали Рождественским (Рождества Богородицы). Однако желаемая икона появилась в монастыре лишь в 1618 г.

Еще ранее, в 1597 г. царь Федор Иоаннович приказал принести Коренную икону Богоматери в Москву и распорядился сделать вокруг нее обрамление из кипарисового дерева, на котором написать пророков Ветхого Завета, предсказывающих о Матери Спасителя. Царь украсил икону серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом. А царица Ирина Федоровна приложила к ней шитую золотом пелену.

Отпустив чудотворную икону обратно в Пустынь, царь своим указом повелел построить монастырь в честь Рождества Богородицы. Этот монастырь и стал Коренной Рождества Богородицы пустынью.

Ввиду близости крымских татар, напавших на Белгород, в 1599 г. икона была перенесена в Курск (по указанию царя Бориса Годунова) в церковь Воскресения и поставлена в приделе Рождества Богородицы.

Во времена лихолетья при первом самозванце Григории икона оказалась в Путивле, а потом и в Москве, где она находилась до воцарения - Михаила Федоровича. В 1615 г., по прошению курян, икона вернулась в город и с 1618 г. ее постоянным местом пребывания стал Знаменский монастырь, который, в связи с этим, становится особо почитаемым. К нему добровольно приписываются Троицкая и Божедомская обители, Коренная и Ильпиновская пустыни со всеми их угодьями и землями.

Наличие чудотворной иконы в монастыре не спасло его от пожара в 1631 г. Будучи деревянным, он сгорел от удара молнии. В 1634 году восстановленный монастырь был разграблен поляками.

В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича в монастыре была заложена каменная церковь Знамения Курской Богоматери и монастырь стал называться Знаменским. В это же время на добровольные пожертвования курян в монастыре были построены еще две церкви, Богоявленская и Петропавловская, братские келий, службы и стена вокруг монастыря. Все из камня.

В 1722 г. монастырем была приобретена Знаменская дача с двухэтажным каменным корпусом, прудом с мельницей, садом, скотным двором и шестьюдесятью десятинами земли. Только фруктовый сад дачи приносил монастырю ежегодной прибыли более 600 рублей серебром.

До 1764 г. монастырь не имел степени, но именовался Большим, что вполне соответствовало величине его владений. Так, в начале XVIII века монастырю принадлежали (или находились в его «ведении», управлении) селения Смородинное, Поныри, Долгое, деревня Служня, Тазово, Жерновец, Ясенок, Старая Слободка, Виногробль и хутор Гремячий с 4856 душами крестьян.

Массовые стихийные выступления монастырских крестьян против усиления их эксплуатации (хотя это была и не единственная причина) привели к тому, что 26 февраля 1764 г. указом Екатерины II проведена полная секуляризация церковных и монастырских земель. Около 2 млн. монастырских крестьян было передано в ведение Коллегии Экономии («экономические крестьяне»). Этим же указом Коренная пустынь исключалась из ведения Знаменского монастыря. Правда, в Курской и Воронежской губерниях секуляризация прошла несколько позже, в 1786-1788 годах, но уже при царствовании Александра I (и далее Николая I) монастыри снова получили пахотные земли и угодья...

Вместо отобранных имений иноческим обителям было определено денежное содержание, для чего монастыри и епархии были разделены на три класса. Белгородская епархия, куда входил и Курск, была отнесена к третьему классу, а Знаменский монастырь - ко второму. По этой степени в нем определено быть: архимандриту, казначею, шести иеромонахам, двум пономарям, просвирнику, ключнику (он же хлебодар), чашнику, писцу и 16 служителям. На все расходы (жалование указанным лицам, ремонт монастыря и церквей, подушных денег на служителей, на конюшенные припасы и прочие потребы) было определено 1311 руб. 90 коп. ассигнациями. Кроме того, монастырю предоставлялось право употреблять на собственные нужды доходы от продажи свечей.

В 1815 году стены Знаменской церкви разобрали из-за непрочности фундамента, и через год заложили новый собор, закончив его строительство в 1826 г. В нем было пять приделов: Знамения Богоматери, блгв. кн. Александра Невского и свт. Митрофана, ирп. Сергия, Сретенский, чудотворца Николая.

В 1833 году на основании определения Синода, кафедра просвещенных, существовавшая в Белгороде с 1667 года, перенесена в Курск, в Знаменский монастырь, ставший в ноябре 1854 года первоклассным. В связи с этим штат служителей монастыря был определен в 44 человека, из них 20 монашествующих и 12 послушников. Монастырь стал управляться непосредственно епархиальным архиереем...

В XVIII веке отстроилась в камне и Коренная пустынь. Монастырское предание говорит о том, что, проезжая с Украины в Москву, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев посетил обитель. Он выделил необходимые средства для строительства церкви «Живописного источника» над чудодейственным родником и поставил своего смотрителя.

С 1618 года эпизодически, а с 1726 по 1765 год систематически из Знаменского монастыря в Коренную пустынь на одну неделю переносилась икона «Знамение». Попытки строителей Коренного монастыря отстоять право на постоянное пребывание иконы на месте обретения успеха не имели, тем более, что до 1764 года, как отмечалось выше, Коренная обитель находилась в полном ведении Знаменского монастыря.

В 1767 году Синод запретил перенос иконы, т. к. «соблазнительные для народа споры настоятелей обоих монастырей из-за доходов от чудотворной иконы» послужили причиной значительных беспорядков. Принимавшиеся попытки к возобновлению крестного хода не привели к успеху, пока в Синод в 1790 году с прошением не обратилось именитое курское купечество. В нем отмечалось, что благодаря переносимой в Коренную пустынь чудотворной иконе не токмо сия пустынь получала к благословению своему немалые подаяния, но и ярмарка процветала от многочисленного народа торгового, приносила государственной казне знатную прибыль. Со времени уничтожения того крестного хода, год от года съезд народа в оную ярмарку умаляется и торговля приходит в убыток... казне происходит немалый ущерб» (6.19).

На этот раз ходатайство было удовлетворено и в 1792 году (по другим данным - в 1791 г.) крестный ход возобновился. Указом Синода от 15 января 1806 года, с согласия императора Александра I, предписывалось, чтобы икона Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с девятой седьмицы по Пасхе по 12 сентября.

Подлинный расцвет Курской Коренной ярмарки приходился на 1852-1853 годы, когда различных товаров было продано на 11,3 млн. рублей. Наибольшее количество паломников (60 тысяч человек) отмечалось в 1861 году.

В разное время с Курской Коренной иконы «Знамение» было сделано несколько «списков» (копий), которые выставлялись в Знаменском и Коренном монастырях во время отсутствия подлинника. Одна из таких копий принадлежала, якобы, Дмитрию Пожарскому, другие «участвовали» в Крымском походе 1689 года, в Отечественной войне 1812 года.

18 век вид на Знаменский ...
Курск улица Херсонская на...
Старый Курск

В одну из ночей 1896 года «адской машиной», подложенной под икону шестнадцатилетним А. Г. Уфимцевым, чудотворная икона (или ее копия?) была взорвана. Но утром духовенством было объявлено, что свершилось новое чудо и икона божественным провидением спасена...

Говоря о Курской Коренной иконе «Знамение» нельзя обойти тот факт, что но алфавитному списку чудотворных икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове, их насчитывается свыше двухсот. На 15 августа (по старому стилю) приходится празднование сразу 16 таковых икон. Кроме того, чтимых чудотворных копий у Смоленской и Казанской икон Богоматери, например, по десятку у каждой. Наиболее древние иконы Божьей Матери прославились уже в I в.и.э. Позже всех других из этой серии прославилась икона, называемая «Державной» (1917).

Считая, что иконы почитаются не только как образ, но и как личное божество, имеющее магическую силу, многие отцы церкви выступали против культа икон.

Выше отмечалось, что Курск был христианским «ранее прочих соседних мест». Однако даже такой мощный фактор активизации набожности, как наличие широко известной чудотворной иконы «Знамение» и связанного с ней популярного среди богомольцев крестного хода, не говорит об особенно высоком уровне религиозности местнсню населения. Напротив, на одном из заседаний Совета Курского Знаменского миссионерско-просветителыюго братства в октябре 1909 года, например, прямо говорилось о «непросвещенности православного русского народа в религиозном отношении», что в этом «повинно духовенство, которое и само нередко не изучает вовсе Слова Божия и не учит тому же своих пасомых» (1.11). Среди 466 членов названного братства более семидесяти процентов составляли священнослужители. Думается, что им плоды собственной просветительской деятельности были хорошо известны.

Удручающе выглядели и успехи в области народного образования, хотя в этот период более тридцати процентов начальных школ были церковно-приходскими: около четырех пятых детей и подростков было лишено начального образования, а среди взрослого населения неграмотных было 73 процента (7.88.211).

Что же касается монашества, то и нынешнее его понятие базируется на послушании как матери всех добродетелей. «Послушание - совершенное отвержение собственной души и умерщвление членов при живом уме, произвольная смерть, гроб собственной воли... Послушник - блаженный живой мертвец», утверждает иеромонах Ираклий в одном из современных наставлений (9.17).

Эта, далеко не случайная мысль, прослеживается от библейских текстов («Для меня жизнь - Христос, и смерть приобретение», говорится в одном из посланий апостола Павла)... И в официальном органе РПЦ «Журнале Московской Патриархии» призыв к тому, чтобы ожидать своей смерти, как юноша ожидает прихода своей возлюбленной, своей невесты,- не редкое исключение.

Золотухинский район. Общи...
Вид на Курск с Юга 30 год...
Половодье в Стрелецкой сл...

Естественно, что монашеский идеал, его религиозно-этическая вершина, далеко не во всем совпадает с обыденным религиозным (а тем более - светским) пониманием духовных ценностей. Видимо, это имел в виду Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, когда утверждал, что во многих случаях «христианские ценности не вписываются в кодекс ценностей, провозглашенных общечеловеческими», почему «непросто согласовывать церковный и демократический идеалы человеческой свободы, достоинства личности, прав человека» (10.10).

В заключение отметим, что в 1919 году Курская Коренная икона Знамения Божией Матери оказалась в Сербии, где находилась до 1944 года, затем в Мюнхене, а в 50-х годах она попала в США, где пребывает и сейчас в одном из храмов Русской Православной Зарубежной церкви в Нью-Йорке. В 1989 г. этой церковью в дар Коренной пустыни был передан «список» с чудотворной иконы...

Сегодня в Коренной Рождества Богородицы пустыни ведутся восстановительные работы, совершаются богослужения, действует мужской монастырь и небольшая богадельня. (Таковых богаделен в 1913 году при более чем тысяче обитателей было 113. В них находилось 1517 человек. Кроме того, в 192 монастырских больницах насчитывалось 2368 коек) (11.338). 19 сентября 1991 г. Патриарх Алексей II освятил в Коренной пустыни храм Рождества

Пресвятой Богородицы, посетив Курско-Белгородскую Епархию в связи с возвращением мощей святителя Иоаса-фа Белгородского. Отдал РПЦ и Знаменский собор.

В 1992 году епархиальным управлением на восстановление курских монастырей (включая и Николаевский в Рыльске) было израсходовано более 11 млн. рублей. Кроме того, 68 тысяч рублей было израсходовано на благотворительную милосердную помощь.

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Платонов С. Ф. Учебник русской истории. М., 1991.
  • 2. Журнал Московской Патриархии. 1878. № 12. 4.
  • 3.История русской церкви. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1991.
  • 4.  Истомин И. Историческое описание Курского Знаменского первоклассного монастыря. Курск, 1857.
  • 5. Журнал Московской Патриархии. 1989. № 8.,
  • 6. Дело архива Курского Знаменского монастыря. Госархив Курской области. Дело 58, папка 12.
  • 7. Отчет о состоянии и деятельности Курского Знаменско-Богородич-ного Миссионерско-Просветителыюго братства за третий 1909 год его существования. Курск, 1910.
  • 8. Ежегодник России. С.-Петербург. 1911.
  • 9. Иеромонах Ираклий. Удобнейший путь к спасению в монашестве. М. 1991.
  • 10. Московский церковный вестник. 1991. № 10(55).
  • 11.  Никольский IT. М. История русской церкви. Изд. 2-е. М.-Л. 1931.