Гостиницы Курский Край - История XIX ВЕК: ПОРЕФОРМЕННЫЙ СКАЧОК - Офелия Запорожская, доцент КГПУ

Погода в Курске

 

 

Гостиницы


XIX ВЕК: ПОРЕФОРМЕННЫЙ СКАЧОК - Офелия Запорожская, доцент КГПУ Печать
Понравилось:
2


Не понравилось: 1

Офелия Запорожская, доцент КГПУ

XIX ВЕК: ПОРЕФОРМЕННЫЙ СКАЧОК

Россия потерпела жестокое поражение в крымской кампании. Война показала несостоятельность внутреннего строя крепостной страны. Экономика, политика, жизнь народа - все требовало серьезных перемен. Император Александр II начал свое правление с отмены крепостного права. Это был акт огромного исторического значения: феодальная страна превращалась в буржуазную.

1861 год - начало гражданского раскрепощения. Крестьяне объявлялись лично свободными, отныне их нельзя было продать, купить, обменять на вещь, они иолу-чили право владеть имуществом, заниматься торговлей, заключать сделки, переходить в другие сословия. Подневольный труд заменялся свободным наймом.

Но реформа 1861 г. не была последовательной и завершенной, она сохранила ряд крепостнических пережитков.

 

Крепостное хозяйство губернии накануне реформы переживало глубокий кризис. Население ее в 1861 г. насчитывало 1 миллион 863 тысячи человек, из них 90 процентов - крестьян. Дворяне, составлявшие ничтожную часть населения (0,9%), владели 37224 ревизскими (мужскими) душами крепостных. Среди них выделялись крупнейшие помещики - например, граф Д. Н. Шереметев, князь В. И. Барятинский.

Для крепостных крестьян губернии было характерно крайнее безземелье, почти полное отсутствие лесных и покосных угодий, громадные повинности, которые они несли не только перед помещиками, но и перед государством.

Неудивительно, что их хозяйства разорялись, обезземеливались, росло число дворовых (их в 1861 г. было 51141 - 14 процентов всех крепостных). В этом ярко проявлялся кризис крепостнического строя.

В такой обстановке в губернии началась подготовка реформы. Вопрос о ней обсуждался в местном дворянском комитете, председателем которого стал помещик Щигров-ского уезда Н. Скарятин. Члены комитета, в основном крупные помещики, выдвигали грабительские условия предстоящей реформы, стремясь оставить крестьян если уж и не без земли, то с мизерными наделами (размером в одну десятину на душу). Предлагалось совсем не давать им покосных земель, установить высокие размеры повинностей и выкупа.

Помещики оставили крестьян с нищенскими наделами. Для Курской губернии был установлен наиболее низкий надел из всех губерний нечерноземной, черноземной и степной полос: от 2200 кв. сажен (меньше одной десятины) до 2,75 десятины.

В результате реформы у курских крестьян было отрезано значительное количество земли, их наделы составили в среднем 2,2 десятины на мужскую душу...

В губернии оказалось 28946 душ крестьян с так называемыми «дарственными» наделами, на которые не отбывались повинности и не платился выкуп. Они составляли четвертую часть высшего надела (примерно 0,7 десятины). Этим крестьянам, сидевшим на «кошачьих» наделах, досталась особенно тяжелая доля. Дворовые отпускались на «волю» совсем без земли.

Но это было еще не,все. Помещики, завладев лучшими землями, заставляли крестьян брать песчаные, глинистые, расположенные по оврагам, косогорам, в рытвинах и кустарниках... В частности, крестьянам деревни Мухино Фатежского уезда отводилась такая земля, на которой, по их заявлению, «не только чтобы происходило плодородие хлеба, но даже и травы мало произрастает».

Крестьяне лишались лучших усадебных земель (например, конопляников), покосов, лесов, выгонов, прогонов для скота, водопоев, прудов и копаней для мочки пеньки. Наделы им отводились на слишком большом удалении от дворов, оказывались разбросанными по разным участкам. Помещики получали право переселять не только отдельные крестьянские дворы, но и целые деревни. Так, помещик Нелидов, владевший деревней Моквой под Курском, переселил здешних крестьян на «сухую новь», а на местах их прежнего жительства развел фруктовый сад...

Крепостнический характер реформы выразился также в том, что земельные наделы предоставлялись крестьянам не в собственность, а только лишь в «постоянное пользование». Они обязаны были выполнять повинности перед помещиками и государством до тех пор, пока не выкупят землю. Таких крестьян называли «временнообязанными».

За каждый высший душевой надел семья «временнообязанного» должна была или отбыть барщину (40 мужских и 30 женских рабочих дней в год) или заплатить оброк (в Курской губернии - 9 рублей).

Особенно ярко грабительская сущность «великой реформы» проявилась в том, что крестьянина заставили выкупать свои же собственные земли. Только после этого они становились крестьянами-собственниками и прекращали отбывать повинности.

Устанавливалась громадная выкупная сумма: при определении ее размера годовой оброк умножался на 16 2/3. Таким образом, курские крестьяне при выкупе должны были уплатить: 9x16 2/3 = 150 рублей. Ясно, что сразу такие деньги они внести не могли. В «Положении о выкупе» была предусмотрена так называемая «выкупная операция»: при выкупе полного надела крестьяне платили помещику 20 процентов, а остальные 80 процентов он получал из казны. Крестьяне же обязаны были уплатить эту ссуду государству в течение 49 лет («выкупные платежи»).

Переход курских крестьян на выкуп совершался архи-медленно: к 1881 г., когда был принят закон об обязательном выкупе, почти половина крестьян губернии (43,7%) все еще находилась во временнообязанном состоянии.

Размеры выкупных платежей между тем росли. В целом по стране к 1905 г., когда они были отменены, крестьяне уплатили свыше полутора миллиардов рублей, т. е. в два с половиной раза больше рыночной цены на землю.

Таким оказалось положение крестьян после реформы.

Многие курские помещики творили произвол по отношению к бывшим крепостным. В сельце Покровском Тимского уезда, например, помещик Терлецкий жестоко избил розгами «освобожденного» Жукова, якобы за «подстрекательство крестьян к неповиновению». Жуков был закован в железо, 45 дней в таком состоянии находился у станового пристава, а затем посажен в тюрьму. И это - не единичный факт.

Подобное «освобождение» не могло удовлетворить крестьян, в ответ на грабительскую реформу в губернии началось их мощное движение.

Власти заранее готовились к подавлению выступлений. Для ликвидации «беспорядков» в губернию прибыл флигель-адъютант царя А. С. Корсаков. Губернатор В. И. Ден дал предписание исправникам беспощадно расправляться с восставшими. Дислоцировавшаяся здесь кавалерийская дивизия была приведена в боевую готовность.

Сразу же после опубликования Положения 19 февраля 1861 г. среди крестьян пошли толки о том, что это - «не настоящая воля», что «настоящая» воля будет дана через два года. Предводители, выделявшиеся по селам, призывали крестьян не выполнять повинностей, заявляя, что вся земля принадлежит им. В селе Ивановском Льговского уезда широкой известностью пользовался Насонов, в Суджанском - «агитатор» Кузовок, который «сбил с толку многие сельские общества».

Были случаи насильственного захвата помещичьих земель, например, в имении графа А. Н. Толстого в селе Бегощи Путивльского уезда. Выступление крестьян подавил эскадрон Вознесенского уланского полка.

Крупное восстание произошло в селе Фитиж Льговского уезда. 8 июля 1862 г. сюда прибыл исправник с солдатами. Каратели хотели схватить вожаков, но крестьяне их не выдали. Произошла стычка, во время которой многие получили ушибы и увечья. Восставших подвергли жестокому наказанию.

Крайне отрицательное отношение крестьян к «воле» ярко проявилось в повсеместном отказе от подписи уставных грамот. К 1 января 1863 г. свыше 70% курских крестьян отвергли уставные грамоты.

Особенно участились волнения весной 1862 г. В донесении министра внутренних дел Валуева Александру II от 18 мая того же года отмечалось, что в Симбирской, Курской, Подольской, Вятской губерниях были «наиболее важные из этих беспорядков по буйству, оказанному крестьянами, и крайнему их упорству».

Помещики Курской губернии, напуганные восстаниями, с тревогой ожидали 19 февраля 1863 г., когда, как думали крестьяне, выйдет «настоящая» царская воля.

Однако в 1863 г. начался резкий спад движения. Стихийные и неорганизованные, крестьянские восстания по всей стране были подавлены...

Большие недостатки в деле крестьянского освобождения, однако, не могли свести на нет буржуазное содержание реформы. «Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию... Поскольку крестьянин вырывался из-под власти крепостника, постольку он становился иод власть денег, попадал в условия товарного производства, оказывался в зависимости от нарождавшегося капитала» (1, 173-174). Нововведения тех лет затронули абсолютно все сферы российской жизни.

Освобождение народа от крепостных цепей помогло стране совершить настоящий скачок в своем экономическом развитии, помогло движению но пути прогресса.

Говоря об экономическом развитии Курской губернии после реформы, следует подчеркнуть, что в эпоху капитализма уровень развития отдельных районов страны явно неодинаков. В нашем крае, в частности, не было построено ни одного крупного завода или фабрики. Преобладали мелкие предприятия, основанные на ручном труде, большинство их относилось к простой кооперации и мануфактуре. Промышленность была связана главным образом с обработкой продуктов сельского хозяйства.

Из «Отчета губернатора за 1879 г.» можно узнать, что здесь насчитывалось 13 сахарных, 35 крупяных и 38 винокуренных заводов. Причем сахарная отрасль являлась ведущей.

Широкое известие в губернии получили кустарные промыслы. В стране было известно мастерство курских гончаров, сапожников, кожевенников, иконописцев. Кустари, изготовлявшие изделия на продажу, втягивались в орбиту капитализма...

Почему в капиталистическую эпоху курские крестьяне занялись промыслами? Чаще всего их толкали на это острая нужда, малоземелье и другие остатки крепостничества. Например, земельные наделы жителей села Б. Игумново были так малы, что не обеспечивали им существования, и крестьяне вынуждены были заняться изготовлением саней, колясок и т.п. Наличие леса обеспечило развитие ремесла...

В пореформенные годы широко развернулось железнодорожное строительство. Одной из первых в стране была построена дорога Москва-Курск (1868 г.). К девяностым годам наш город стал важным железнодорожным центром, где работал крупный отряд пролетариата (свыше 1300 человек).

В 1897 г. здесь открылось трамвайное движение. Владельцами трамвая были иностранцы - бельгийские капиталисты.

О неимоверно тяжелых условиях жизни и труда, о жесточайшей эксплуатации курских рабочих свидетельствуют многие сохранившиеся документы (2, 283-284).

Естественно, что постройка железной дороги способствовала оживлению торговли, увеличению перевозок сельхозпродуктов из Курска в центр страны и притоку в наш край сельхозтехники. Однако вывозу хлеба препятствовала конкуренция южных районов. Обилие остатков крепостничества в сельском хозяйстве задерживало экономическое развитие города.

Известно, что развитие капитализма в помещичьих хозяйствах происходило на основе отработочной и капиталистической систем. Курская губерния относилась к числу губерний с преобладанием отработок. Крупные помещики Терещенко, Ребиндер, Клейнмихель и другие перестраивали свои хозяйства на капиталистический лад, здесь переплетались элементы капиталистической и отработочной системы. Малоземелье, материальная нужда заставляли курских крестьян идти на отработки.

Примеры отработок (работа исполу, издольщина и др.), типичные для курской деревни семидесятых-восьмидеся-тых годов, можно найти в статье И. Я. Климова (3, 40-44). Автор показывает перемены, происходившие в социальном укладе деревни. Крестьянство расслаивалось: небольшая группа богатела, превращаясь в кулаков, а многие крестьяне беднели и становились деревенскими пролетариями. «Более половины крестьян Курской губернии имеют надел, не способный прокормить их семьи при существующей системе хозяйства»,- сообщала официальная статистика в 1885 г.

В крае было сильно развито отходничество. Убедительно об этом времени рассказывает картина Е. И. Репина «Крестный ход в Курской губернии». Художник показывает расслоившуюся деревню с ее социальными контрастами. Впереди процессии идут богатые мужики, в справной одежде, расчесанные и напомаженные. По обочинам дороги плетется деревенская беднота, нищие, странники, хромой мальчик-горбун... Перед зрителем как бы проходит вся Россия с ее бесправным народом, чванными барынями и чисто одетыми господами, ханжами-мещанами, попами и озверелыми урядниками. Такой была дореволюционная Курская губерния...

Наличие богатейших помещичьих имений, работавших по старинке, на основе отработочной системы, и бедственное положение крестьянских масс крайне тормозили развитие сельского хозяйства. Происходило оскудение края.

Весь пореформенный период характеризовался непрерывными стихийными крестьянскими выступлениями.

Документы, рассказывающие об этом, можно найти в уже упоминавшемся сборнике «Из истории Курского края», а также в таких изданиях, как «Крестьянское движение в России в 1870-80 гг.» (М., 1968), «Крестьянское движение в России в 1890-1900 гг.» (М, 1959).

Крестьянское движение в семидесятые-восьмидесятые годы было направлено главным образом против феодальных пережитков, и после реформы сохранившихся в курской деревне. Выступления носили самые разные формы - это и борьба за землю, и против высоких повинностей, и против местной администрации. Еще до 1881 г. 44 процента курских крестьян относились к временнообязанным. Переход на выкуп был связан с такой тяжелой операцией, как развертка угодий между помещиками и крестьянами. На этой почве и вспыхивали протесты последних. Например, в 1872 г. упорно препятствовали размежеванию земли крестьяне села Жимолостного и деревни Пра-вороти Корочанского уезда. На их усмирение власти направили солдат. По тем же мотивам происходили выступления в других уездах.

Наиболее острыми формами классовой борьбы были насильственные захваты земель и порубки в помещичьих лесах. Так, в 1876 г. массовую порубку произвели крестьяне сел Зимовеньки и Лихая Поляна Корочанского уезда, что закончилось вооруженными столкновениями с лесной стражей. В Рыльском и Путивльском уездах в 1886 г. крестьяне пытались захватить земли помещика Терещенко. И здесь произошло ожесточенное столкновение с войсками.

Не раз курские крестьяне отказывались платить непомерно высокие повинности и выступали против местной администрации. В частности, крестьяне села Глушково Рыльского уезда в 1869 г. оказали сопротивление властям при сборе недоимок. Из крестьян здесь выделялся Егор Казарец, которого официальное донесение называло «подстрекателем Глушковского общества к беспорядкам».

В девяностых годах крестьяне и сельскохозяйственные рабочие выступали не только против помещичьей, но и против капиталистической эксплуатации. Примером этого может служить стачка рабочих в Ивнянской экономии графа Клейнмихеля, во время которой они освободили из тюрьмы своих товарищей.

Борьба в деревне зачастую принимала форму вооруженных восстаний. Такой характер в 1895-1896 гг. носили выступления крестьян села Должеикова Курского и села Березовчики Щигровского уездов.

Крестьянское движение после реформы 1861 г. составило социальную базу революционного народнического движения. «Хождение в народ» захватило и Курскую губернию. Участникам хождения казалось, что именно в Черноземном центре, где сохранилась община и бытовало множество крепостных пережитков, очень легко поднять крестьян на революцию.

Народник Н. А. Морозов под видом кузнеца пешком прошел 300 верст от Курска до Воронежа, пропагандируя идеи социализма. Свое «хождение» он красочно описал в книге «Повести моей жизни».

В 1874 г. антиправительственную пропаганду среди крестьян села Беломестное Новооскольского уезда вела помещица С. А. Субботина. Необычной была эта помещица: несмотря на богатство, жила просто, почти бедно, не имела прислуги, не держала лошадей. Сама управляла имением, сама наблюдала за нолевыми работами, специально освоив сельскохозяйственные науки. Она старалась сблизиться с крестьянами, лечила их, обучала грамоте... «Сознание глубины крестьянского горя вызывало в моей матери живейшее желание помогать этим несчастным, никто никогда не уходил от нее без помощи лесом, хлебом и т.д.»,- вспоминала Евгения Субботина.

Дворянка по происхождению, С. А. Субботина порвала с привычками и идеологией своего класса и посвятила свою жизнь служению народу. Ее дочери Евгения, Мария и Надежда - известные народницы, члены кружка «Москвичей» - судились по процессу 50-ти и пошли на поселение в Сибирь. (Впоследствии их имение в Курской губернии было продано, а деньги переданы революционной организации).

Деятельность владелицы села Беломестное - яркий пример того, как интеллигенция пыталась связаться с крестьянами, улучшить их жизнь.

Общаясь с сельским населением, Субботина, Шатилова и другие курские народницы обличали деспотизм, старались подорвать царистские иллюзии крестьян, часто говорили им о переделе земли, свободе, равноправии, о будущем социалистическом обществе. Это была умелая пропаганда. С. А. Субботина говорила, например, так: «Я помещица, трачу па себя в год 100 или 200 рублей, а богатый помещик может истратить 10 тысяч и того больше, и есть у нас одни такой сукин сын, который тратит па себя 12 миллиардов в год». На вопрос крестьян: «Кто же такой?», она отвечала: «Романов!»

Позднее, на «процессе 193-х», С. А. Субботина обвинялась в «пропаганде противоправительственных идей и в произнесении дерзких оскорбительных слов против священной особы императора».

Центральным пунктом пропаганды была идея крестьянской революции, призыв к восстанию. Субботина внушала крестьянам, что «надо идти воевать на царя и что для этой цели имеется даже общество».

Читая прокламации «Дедушка Егор» и «Чтой-то братцы...», курские народницы стремились вдохнуть в парод надежду на скорое освобождение от эксплуататоров.

Как реагировали крестьяне на пропаганду народников? Некоторые были готовы воспринять революционные идеи. Когда в имение нагрянули жандармы, жители села стали усиленно обсуждать это событие, причем один из них, Я. Замараев, говорил, что «барыня норовила дело так повернуть, чтобы наше Беломестное на царя пошло воевать».

Но восстания не получилось. Чем больше расслаивалась деревня, тем больше проявлялись мелкобуржуазные черты в психологии крестьянина. Надежды участников «хождения в народ» на крестьянскую социалистическую революцию были глубоко угопичны.

С. А. Субботина была арестована, брошена в Петропавловскую крепость, а затем на многие годы отправлена в Сибирь. Находясь там, она не теряла связей с революционной молодежью, финансировала подпольную организацию «Земля и воля».

Документальные материалы о Субботиной можно найти в книге «Из истории Курского края».

В общественном движении восьмидесятых годов выдающуюся роль играли учащиеся и интеллигенция.

Кружок 1877 г., организованный М. П. Лавровой и В. П. Арцибушевым в Курске, объединял молодежь. Не хотевшая мириться с деспотизмом и жаждавшая практического революционного дела, она ориентировалась на бланкистское и ткачевское направление народничества.

Выдающимся революционером был Василий Петрович Арцибушев. Сын помещика Курской губернии, он, получив в наследство землю, роздал ее крестьянам, а сам, переодевшись в костюм рабочего, с котомкой за плечами отправился в народ вести революционную пропаганду. С этого момента и до последних лет своей жизни Василий Петрович - революционер, преданный идеалам социализма. Шесть раз арестовывали его жандармы, четыре раза ссылали на каторгу. В девяностых годах В. П. Арцибушев от народничества перешел к марксизму, стал социал-демократом, большевиком, пользовался огромным авторитетом в революционной среде.

Народнические кружки учащейся молодежи существовали тогда в 25 городах страны. Одним из них был кружок, возникший в Курске в 1882 г. Входившие в него ученики реального училища и гимназисты распространяли прокламации, собирали средства для Красного креста «Народной воли», в пригородном лесу учились стрельбе из револьвера. Приехавший в наш город петербургский студент Н. Гильченко привез кружковцам экземпляры газеты «Народная воля» и карточку Софьи Перовской. Кружком руководила народница Н. Беспалова, высланная сюда из Петербурга.

Выдающимися борцами против царизма были также уроженцы Курского края, деятельность которых протекала в масштабе страны. Особое место среди них занимал Александр Дмитриевич Михайлов, одна из самых ярких фигур русского освободительного движения семидесятых годов. Он родился в г. Путивле в 1855 г., в семье землемера. Юный Александр, дав клятву жить и умереть для народа, уже в гимназии организовывал кружки «саморазвития», нелегальную библиотеку. Им рано овладело неодолимое желание пойти в народ, помочь крестьянину.

Поверив в революцию, он отдался ей целиком. Жизнь Михайлова была легендарной, подвижнической. Непоколебимая преданность революционному делу, исключительные организаторские способности, замечательный ум выдвинули его в первые ряды народников.

«Узкие рамки русской жизни не дали ему возможности развернуть свои силы в широком масштабе и сыграть крупную роль в истории, но в революционной Франции XVIII века он был бы Робеспьером»,- писала В. Н. Фигнер.

Всего четыре года продолжилась политическая деятельность А. Д. Михайлова. Но и за этот короткий период он сыграл важную роль в движении, став истинным творцом и душой «Земли и воли», а потом «Народной воли», тех превосходных организаций семидесятых годов, которые В. И. Ленин впоследствии назвал «образцом» для революционеров (4, 542).

Народовольцы ставили своей ближайшей целью свержение царского самодержавия и установление демократической республики. Героями «Народной воли» являлись также уроженцы Курского края А. И. Баранников и Д. Т. Буцинский.

С их именами связаны полоса активного сопротивления «Народной воли» гнету самодержавия, смелые террористические акты, казнь Александра II в 1981 г.

А. Д. Михайлов, А. И. Баранников, Д. Т. Буцинский погибли в царских застенках. Они но праву принадлежат к блестящей плеяде революционеров семидесятых годов, которыми гордится наш народ.

Следует обратить внимание на высокий нравственный облик революционеров тех лет - честность, скромность, доброту, человечность, самопожертвование, бескорыстное служение народу-Традиции высокой гражданственности были завещаны семидесятниками молодому поколению нашей страны.

Материалы о курянах-героях «Народной воли» можно найти в мемуарах В. Н. Фигнер «Запечатленный труд» и Н. А. Морозова «Повести моей жизни», а также в сборнике «Революционеры 1870-х годов».

Вторая половина XIX в. отмечена в России большими успехами в науке и технике, литературе и искусстве. В культурной жизни края нашло отражение противоборство передовых направлений с реакционными, консервативными.

Вершителями судеб в губернии были помещики, духовенство, они насаждали дух реакционности, охранительную идеологию, религиозные верования.

Население губернии оставалось абсолютно неграмотным, зато проявлялась забота о строительстве церквей, монастырей, разжигался религиозный экстаз верующих, что особенно проявлялось во время крестных ходов, собиравших многочисленные шествия.

Вопреки этой политике происходило развитие передовой культуры. Ее создавали образованные дворяне, разночинцы, мастера и умельцы. Они проявляли интерес к истории народа, родного края, национальному быту, отстаивали принципы реализма.

Много талантливых людей дала наша земля, их творческое наследие составляет гордость отечественной культуры. В середине и во второй половине XIX в. в Курске жили известные живописцы В. Г. Шварц, К. А. Трутовский, Л. М. Соломаткин.

В. Г. Шварц родился в Курске в 1838 г., учился в Царскосельском Лицее и Петербургской Академии художеств. Им создана серия исторических композиций из эпохи Ивана Грозного («Иван Грозный у тела убитого им сына», «Посол от князя Курбского», иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и к роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»). Шварц одним из первых в русском искусстве пытался раскрыть психологический облик исторической личности.

В 1868 г., живя в селе Белый Колодезь Щигровского уезда, художник работал над лучшей своей картиной «Внешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче». Он изобразил проезд царского обоза через безымянную деревушку и крестьян, вышедших поглядеть на невиданное зрелище. Тонкий знаток русской старины, тщательно изучивший быт, одежду, колорит эпохи, Шварц создал исторически достоверное произведение. Неотъемлемой частью картины является мастерски отображенный типично русский пейзаж.

Хотя творчество Шварца продолжалось недолго, оно значительно повлияло на русское искусство. «Как от «Свежего Кавалера» Федотова пошел наш бытовой жанр, так от «Ивана Грозного» Шварца пошла настоящая историческая живопись»,- отмечал В. В. Стасов. Художника можно назвать прямым предшественником В. И. Сурикова.

Во второй половине XIX в. продолжалось творчество К. А. Трутовского, художника реалистического направления, жанриста и иллюстратора. Жанровые произведения Труговского были проникнуты любовью к народу, правдиво рассказывали о жизни крестьянства. Некоторые его картины посвящены пореформенной деревне («Мироед», «Сбор недоимок в селе»). Трутовский иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Шевченко.

Л. И. Соломаткин (1837-1883) родился в Судже. Его картины посвящены жизни городского «дна» («Именины дьячка», «В погребке»). Художник с горячей симпатией показывал маленьких людей. Наиболее известное его произведение - картина «Славильщики», в которой сатирически изображены будочники (городовые).

В Курске во второй половине XIX в. жили известные ученые и изобретатели Д. И. Журавский, В. Г. Шухов, А. Г. Уфимцев, Д. Я. Самоквасов, Н. Д. Диковский.

Д. И. Журавский был крупным ученым, инженером, основателем теории расчета в мостостроении. Он занимался вопросами строительства железных дорог в России, в частности, принимал участие в проектировании знаменитой железной дороги между Петербургом и Москвой, мостов через Волгу и Волхов, а также в переустройстве Марийского водного пуги.

Талантливый ученый В. Г. Шухов (1853-1939), уроженец города Грайворона Курской губернии, еще будучи студентом Высшего технического училища проявил исключительные математические способности. Позднее он стал крупным инженером-новатором. Основной его труд - создание схемы крекинг-процесса, метода добычи бензина из нефти. В царской России это открытие так и не использовалось. И только много лет спустя в Советском Союзе были созданы крекинг-заводы. Работы Шухова, таким образом, способствовали индустриализации страны.

Наш земляк А. Г. Уфимцев (1880-1936) - изобретатель и конструктор, революционер и атеист. За попытку взорвать «чудотворную» икону Знаменского монастыря в 1898 г. он был брошен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь. Судьбой Уфимцева интересовался Максим Горький, который называл его «поэтом в области научной техники». Лишь в советское время по-настоящему развернулись способности этого одаренного человека, помимо прочего занимавшегося и проблемами ветроэнер-гии.

Д. Я. Самоквасов (1843-1911), известный историк и археолог, профессор Московского и Варшавского университетов, изучал прошлое Курской и Черниговской областей. Коллекцию древностей Гоческих и Шмыревских раскопок ученый пожертвовал Курскому музею. Большое количество археологических предметов передано им также в Исторический музей Москвы.

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20.
  • 2.  Из истории Курского края. Воронеж. 1965.
  • 3. См. Учению записки КГПИ, т. 47, Курск, 1968.
  • 4. Ленин В. И. Поли. собр. соч.. т. 5. 8.
 

Добавить комментарий