ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ, РОДОНАЧАЛЬНИК РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ - Галина Усачева Печать
Понравилось:
4


Не понравилось: 2

Галина Усачева

ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКИЙ,  РОДОНАЧАЛЬНИК РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ

Среди пращуров, прославивших край наш Курский, преподобный Феодосии Печерский занимает самое почетное место.

Учитель славен своими учениками. У Феодосия Печерского был достойный ученик - преподобный Нестор. Вслед за «Повестью временных лет», «Сказанием о Борисе и Глебе» Нестор Летописец создал «Житие преподобного Феодосия Печерского», восхищаясь тем, что «именно в нашей земле такой муж явился». Это повествование является памятником литературы Древней Руси, настолько же выдающимся, как и сам его герой. Под влиянием подвижника Антония преподобный Феодосии Печерский стал основателем монашества на Руси.

...На заре XI века (точно не установлено) в городе Васильеве, что неподалеку от Киева, в семье судьи появился младенец.

Священник дал ему имя Феодосии и предсказал, что новорожденный посвятит себя Богу.

И действительно, мальчик сильно отличался от ровесников, и это замечали многие в Курске, где вскорости после рождения Феодосия по велению князя поселилась семья. Стороной обходил Феодосии резвую детвору, одежду предпочитал неброскую, даже заплатанную, проявлял повышенный интерес к церкви.

Обеспокоенные родители уговаривали Феодосия отдаться детским забавам, одеться поприличнее, но мальчик не реагировал на эти уговоры и только просил обучить его божественной грамоте. Когда же, наконец, воля его была исполнена, Феодосии с жадностью пристрастился к религиозной литературе. Обнаружил к учебе блестящие способности, однако не кичился этим, сохраняя подчеркнутую покорность и послушание как в отношениях с учителем, так и в общении с соучениками.

Едва минуло Феодосию 13 лет, умер отец, и в доме еще энергичнее стала господствовать мать. Рано овдовев, она жила вольно, однако это не мешало ей «держать в руках большую торговлю».

Дом был - полная чаша, один из самых богатых в Курске. Верхний этаж занимала семья, внизу поварня, во дворе склады, мастерские, жилые избы, и все - за высоким бревенчатым забором с колючим гребнем из железных шипов.

Семейное достояние умножалось.

Кладовые ломились от копчений и солений, мать тучнела от пристрастия сытно поесть и негодовала на болезненную привязанность сына ко всему скромному, к постоянному времяпрепровождению в церкви.

Была она тяжела на руку к рабам своим, не щадила и сына. Когда Феодосии уходил на работу в поле, мать считала это оскорблением ее чести и не подзатыльники ему отпускала, как другие родители, наставляя детей, а избивала, порой жестоко, как и покорных ей взрослых людей.

Восхищенный земной жизнью Иисуса Христа, Феодосии мечтал совершить паломничество. Когда в городе появились однажды странники, попросил их взять его в попутчики, чтобы посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Тайный уход юноши из дома был замечен, и мать, взяв с собой лишь младшего сына, отправилась в погоню за паломниками.

Немалый проделала она путь, прежде чем догнала блаженного Феодосия, «и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пикать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что и придя домой, била его, пока не изнемогла».

Феодосии был привязан и оставлен в уединении взаперти. Покормила и освободила его мать только через два дня, предварительно надолго усмирив йоги сына тяжелыми оковами, чтобы снова не сбежал из дому.

Любила она сына тяжелой любовью. Феодосии принимал ее как кару, только укрепляясь волей и мыслями о подвижничестве во имя Господа.

Когда же милосердие все-таки победило, оковы были сняты, а сыну разрешено «делать что захочет». И отрок снова зачастил в церковь. Как-то заметил, что литургии часто не бывает из-за отсутствия просфор. Очень печалился по этому поводу, пока не решил взяться за изготовление просфор для всех желающих. Лет с десяток ушло на это, но каждый день Феодосию «было внове это чудо - что из бледного теста, сыро пахнущего, сила огня и креста сотворит плоть Божию, спасение человеков».

Со светлой радостью покупали просфоры верующие («Это уж Бог так пожелал, чтобы чистые просфоры приносились в церковь Божию от рук безгрешного и непорочного отрока»).

На вырученные деньги Феодосии покупал зерно, сам молол и снова пек просфоры. Прибыль щедро раздавал нищим, будучи во многом сам на них похожим. По этому поводу и в связи с необычным занятием своим наслушался юноша множество обидных слов, какие обрушивали на него ровесники. Но знали бы добры молодцы-куряне, над кем насмехаются - над человеком, кому суждено было войти в круг передовых просветителей и современного ему общества, и грядущих поколений.

Мать все настойчивее отлучала Феодосия от необычного для юноши занятия, но Феодосии рассуждал иначе: Иисус Христос дал ученикам своим хлеб со словами «Возьмите и ешьте, это тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились вы от всех грехов». Если уж сам Господь наш хлеб назвал плотью своею, то как же не радоваться мне, что сподобил он меня приобщаться к плоти своей». (Сегодняшним пекарям на хлебозаводах да так бы рассуждать!).

Мать же настаивала на своем:

- Брось! Ну, что за дело просфоры печь! И подкрепляла свое требование побоями. Однажды отчаявшийся юноша глухой ночью снова

покинул родительский дом.

Приютил его священник в одном из близких к Курску городов. Видно прозорливый был человек, коль внимательно отнесся к интересам юноши.

Феодосию позволили пребывать в церкви постоянно. Очарованные им не раз дарили дорогие одежды, но юноша раздавал их нищим, а сам иод ветхим одеянием стал носить изготовленный кузнецом железный пояс. Вгрызаясь в тело, пояс ежеминутно напоминал о смирении и подвижничестве. И укреплялась юношеская вера, и ободрялось и просветлялось сознание. Во имя любви к Богу Феодосии был готов к любым испытаниям.

На память читал он Евангелие: «Если кто не оставит отца и мать и не последует за мной, то он меня недостоин... Придите ко мне все страждущие и обремененные, и я успокою вас. Возложите бремя мое на себя, и научитесь у меня кроткости и смирению, и обретете покой душам вашим...» И воспылал рвением и любовью к Богу, мечтая уйти в монастырь, в самый Киев.

Когда такой случай представился, три недели был Феодосии в пути. Добравшись до желанного Киева, обошел все монастыри, упрашивая принять его, пока не услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере.

Усомнился преподобный Антоний, сможет ли Феодосии вынести все лишения, но, прозорливо предчувствуя, что у юноши большое будущее, разрешил Феодосию остаться с ним.

Четыре года всеми силами разыскивала его мать, пока не рассказали ей, что видели сына блаженного в Киеве перед пострижением его в монахи. Отправилась она в путь, обошла все монастыри, пока не подсказали люди добрые, что Феодосии у преподобного Антония.

—Не могу я жить, не видя тебя! - взмолилась мать, когда после долгих переговоров к ней вышел Феодосии.

—  Нет мне возврата в твой дом! - отрезал юноша - Если хочешь видеть меня постоянно, останься в Киеве. Постригись в женском монастыре. Если же не сделаешь так, то - правду тебе говорю,- не увидишь больше лица моего.

—  Не одна прошла такая беседа, прежде чем несчастная женщина одолела свою гордыню и призналась сыну:

- Это ты меня убедил, что ничтожен наш кратковременный мир.

И обрекла она душу свою на покаяние, постриглась в женском монастыре святого Николы и жила там до самой смерти.

Феодосии же всецело отдался служению Богу, молился и постился неистово, как и бывшие рядом с ним преподобный Антоний и великий Никои. Затем были пострижены в монахи по их великой просьбе первый из княжеских бояр Иоанн, в монашестве Варлаам, и управляющий княжеским домом, нареченный в монашестве Ефремом. Узнав об этом, князь Изяслав страшно разгневался, но Никон пояснил: «По благодати Божьей я постриг их, но велению небесного царя и Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг».

...Жизнь в пещере. Ржаной хлеб и вода. По субботам - чечевица или же одни только вареные овощи.

Постепенно число монахов увеличивалось. Одни обувь плели, чтобы в городе на вырученные за псе деньги зерна купить, другие огородом занимались. В церковь сходились дружно, отпевали положенные часы и совершали святую службу. И снова, поев немного хлеба, возвращались каждый к своей работе.

Феодосии Печерский всех превосходил смирением и послушанием. Был он ладно скроен и крепко сшит и взваливал на свои плечи самую тяжелую работу. Носил даже из леса дрова. А ночами бодрствовал, славя в молитвах Бога. Иной раз замечали, как ночью обнажал он свое тело до пояса, прядя шерсть для плетения обуви, и распевая Давидовы псалмы. Оводы и комары нещадно кусали тело его, насыщаясь кровью. Изведав пытку эту, Феодосии раньше всех приходил к заугрене. Неуклонно возрастал его авторитет, и однажды монахи дружно «возвестили преподобному Антонию», что они «поставили себе игуменом» блаженного Феодосия, «ибо он и жизнь монастырскую уставил но чину и божественные заповеди знал, как никто другой». Произошло это в 1057 году. Хотя и стал Феодосии старшим над всеми, но не изменил своего обычного смирения, помнил о словах Господних, «вещающих: «Если кто из вас хочет быть наставником другим, то пусть будет скромнее всех и всем слуга»... И многие вельможи приходили в монастырь и отдавали ему какую-то долю своих богатств».

Игумен Феодосии употребил эти пожертвования, как и другие собранные в народе средства, на строительство церкви во имя святой и преславной богородицы и присно-девы Марии. «И окружил стеной то место, и построил множество келий. И переселился туда «из пещеры с братией в год 6570(1062). И с этого времени по божественной благодати возвысилось то место и существует монастырь славный, который и доныне называем мы Печерским»...

Святой игумен Феодосии впервые на Руси ввел общежительный устав. Он был заимствован в Студийском монастыре (Константинополь) и стал впоследствии основным регламентирующим документом для всех древних русских монастырей. Деятельность игумена Феодосия во многом способствовала тому, чтобы Киево-Печерский монастырь стал центром русской культуры.

В период Великого поста Феодосии уединялся в своей пещере, затворившись, вплоть до вербной недели, а в пятницу той недели, в час вечерней молитвы возвращался в церковь, поучал всех и утешал в подвижничестве их и посте. После вечернего пения садился подремать, потому как никогда не ложился, если же хотел поспать, то «садился на стульце и, подремав там немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение».

Учил монахов свято следовать монастырскому уставу, не беседовать ни с кем после вечерней молитвы, уединившись в свою келью, молиться Богу, не допускать праздности. Заниматься ремеслом, распевая псалмы Давидовы, чтобы трудом своим кормить убогих и странников.

При монастыре Феодосии устроил странноприимный дом для нищих и убогих, коему отписывал десятую часть монастырского дохода. «Каждую неделю преподобный посылал в тюрьмы воз провизии».

Киево-Печерский монастырь привлекал великое множество верующих, и преподобный Феодосии стал духовным наставником многих князей и бояр. Исповедовавшись великому Феодосию, они не скупились на пожертвования, иные дарили полные населенные пункты, иные одаривали монастырь золотом и другими драгоценностями. И благой игумен вынашивал планы о строительстве большой церкви, так как деревянная стала мала для стекающегося в нее народа.

Сан игумена ни в нем не изменил образ жизни Феодосия. На работу он по-прежнему выходил прежде всех, в церковь являлся раньше других и последним из нее выходил. Одеждой служила ему власяница из колючей шерсти, которую он прятал под ветхой свитой. «Многие неразумные издевались над этой убогой одеждой, попрекая его».

Между тем влияние игумена распространилось и на политическую жизнь. За честь для себя считал общение с преподобным Феодосием князь Изяслав, часто призывал его к себе и сам приходил к Феодосию, почитая его «словно одного из святых отцов древности».

Как-то задержался преподобный Феодосии у Изяслава, и князь повелел довезти гостя до монастыря на телеге. Возница, судя по одеянию, принял игумена за простого монаха и предложил поменяться ролями. Феодосии смиренно согласился и сел на коня, а возница лег в телегу. С рассветом на пути стали встречаться вельможи и, нарушая сон отрока-возницы, спешивались с коней, чтобы низким поклоном приветствовать преподобного Феодосия. Смутился, испугался возйица, что беду сотворил, но святой игумен возвратил его на коня, а по прибытии в монастырь успокоил сытной трапезой, да еще и денег дал, отпустив с миром.

Всякого, кто приходил к Феодосию, после духовной беседы ожидал обед из монастырских припасов: хлеб, чечевица, немного рыбы. Сам князь Изяслав, обедая, дивился, до чего ж вкусна пища, и ему пояснили, что готовится она без скандалов и брани, с благословения Господа, потому и проста да вкусна.

Требуя того же от других, преподобный Феодосии никогда не был «несправедлив или гневен, не смотрел ни на кого сердито: но был всегда милосерд, и тих, и жалостив ко всем».

Уединившись, до слез молился святой игумен, если кто-либо, не выдерживал монастырского устава и уходил, молился, призывая Бога образумить ушедшего. Возвратившегося ожидала радостная встреча, и всех поучали, что «не мужская та душа, которая может ослабеть» от печальных напастей.

Своим образом жизни преподобный Феодосии подкреплял силы окружающих. Питался, как и прежде, только хлебом сухим да овощами вареными без масла, запивая водой. Но всех обратившихся в монастырь поддерживал и духовно, и материально. Как-то пришел в монастырь священник из города за маслом для литургии. Пономарь отлил немного, чтобы и для монастыря осталось.

- Вылей все и о завтрашнем дне не заботься, не оставит Бог церкви этой без службы,- сказал игумен,- но сегодня же подаст нам вино в избытке.

Так и произошло. Некая женщина из хозяйства князя Всеволода прислала вдруг в монастырь три воза, наполненных корчагами с вином.

Подобных предсказаний осталось в памяти монахов великое множество. И чтили все преподобного Феодосия «не ради дорогих нарядов или светлых одежд, и не ради великого богатства, но за непорочную его жизнь и светлую душу, и за многие поучения, святым духом кипящие в устах его».

Был преподобный Феодосии заступником не только обездоленного народа, но и в княжеских кругах было весомым его слово.

Узнав, что князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава, Феодосии Печерский написал князю Святославу: «Голос крови брата твоего взывает к Богу, как крови Авелевой на Каина».

Разгневался князь! Но поостыв, не посмел поднять руку на великого праведника и испросил разрешения приехать в монастырь, чтобы с ним помириться. «А что может, благой владыка, гнев наш против власти твоей? - отозвался святой Феодосии- Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это». И продолжал настаивать, чтобы престол был возвращен Изяславу, которому был поручен отцом.

Находясь во главе монастыря, святой Феодосии постоянно общался с преподобным Антонием и получал от него духовные наставления. Он пережил старца лишь на один год, но успел заложить просторный каменный храм Успения Божией Матери. Утверждают, что сделано это было но указанию самой Богородицы, явившейся и Антонию, и Феодосию. На новостройке святой Феодосии работал с упоением, не чураясь самой черной работы, но строительство церкви было завершено уже после того, как душа оставила его тело. Святой игумен предсказал, когда он отойдет к Господу. И завещал: «...так вы узнаете о дерзновении моем перед Богом: если увидите, что процветает монастырь наш - знайте, что я возле Владыки небесного; если же когда-либо увидите оскудение монастыря, и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дсрзповенья Ему молиться». И просил положить его тело в пещере, где он постился.

«На своего великого настоятеля Киево-Печерский монастырь осиротел в год 6582(1074) месяца мая, на третий день, в субботу, как и предсказывал святой Феодосии, после восхода солнечного».

Православная Церковь почитает преподобного Феодосия Печерского как основателя монашества на Руси. Светское общество признает в Феодосии Печерском выдающегося древнерусского писателя, основателя знаменитого Киево-Печерского монастыря и реформатора его Устава, как влиятельного политического деятеля своего времени.

К сожалению, авторство произведений древнерусской литературы не всегда удается установить. Однако доподлинно известно, что Феодосии Печерский является создателем по крайней мере одиннадцати сочинений. Это два послания князю Изяславу Ярославичу - «О неделе» и «О вере крестьянской и латыньской», 8 «Слов» и «Поучений» монахам, а именно: «О терпении и любви», «О терпении и смирении», «О душевной пользе», «О хождении к церкви и о молитве»; верующим известна и его молитва «За всея крестьяны».

Кроме того, полагают, что преподобный Феодосии - автор ряда других поучений. Это

  • «К келарю» (о его обязанностях);
  • «О казнях Божиих» (по-видимому, оно было сказано преподобным Феодосием в 1067 году после несчастной битвы с половцами);
  • Поучение относительно «обеда и пития» (монахам);
  • «Слово некоего христолюбца и ревнителя но правой вере»;
  • «Наказание отца духовного к детям о пианстве»;
  • «Слово о том, како крестися Владимир, возле Корсунь» и другие.

Знакомство с сочинениями преподобного Феодосия Печерского позволяет сказать, что они лишены и малейшей риторической витиеватости, лаконичны, но оказывают на читателя глубокое эмоциональное воздействие.

Сочинения Феодосия Печерского известны в южнославянских списках, самые ранние из которых относятся к 13-15 векам.

Проповедуя основы христианской морали, святой игумен призывал монахов «без унынья» отречься от мира, решительно пресекал сквернословие и жадность иноков (все лишнее извлекалось из келий и сжигалось), а в общественно-политической жизни выступал против княжеских междоусобиц, что и поныне делает преподобного Феодосия Печерского, как политического деятеля, вполне современным.

Куряне вправе гордиться, что на нашей земле сформировался этот великий светоч, отец русского монашества, родоначальник российской духовности и как человек, сумевший построить свою судьбу вопреки окружавшему его бытию. «Именно от игумена Феодосия,- указывает А. Карпов,- и начинается история собственно русской духовности; здесь во многом начало того явления, которое получит название «русской святости».

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • 1. Никон. Житие Феодосия Печерского. Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII вв. М. Худож. лит-ра, 1978.
  • 2. Панова Вера. Сказание о Феодосии. В книге «Историческая и автобиографическая проза. Собр. соч. Т. 5, Л-д, Худож. лит. Лен. отделение. 1989.
  • 3. Преподобный Феодосии, игумен Киево-Печерский. В кн. «О жизни православных святых, иконах и праздниках. Библиотека человека», 91. Свердловск. 1991. 6.
  • 4. Еремина И. П. Лекции по древнерусской литературе. Л-д, 1968.
  • 5. Житие Феодосия Печерского. В кг. «Избранные жития русских свя- тых. X-XIV, Х-XV вв».
  • 6. А. Карпов. К читателю. Там же.