СЛАВЯНЕ И РУСЬ - Борис Королев, профессор Печать
Понравилось:
4


Не понравилось: 1

Борис Королев, профессор

СЛАВЯНЕ И РУСЬ

«Еще со времен Гостомысла» - говорим мы нередко, подчеркивая седую древность каких-то фактов. Наша историческая память сохранила имя славянского вождя как опору в отсчете событий прошлого. Но Гостомысл скорее всего личность конкретная, он тот новгородский старейшина, что убеждал горожан на вече в 862 году призвать на княжение варягов. Однако сами славяне, как особая этническая группа народов, появились, естественно, задолго до этого фольклорного героя. Древние наши предки формировались из племен северной окраины индоевропейского массива в V-III тысячелетии до нашей эры на северных склонах Карпат, в Судетах и Татрах. Около трех тысяч лет назад произошло обособление славян на восточных и западных. Они располагались на огромной территории от Среднего Одера до Сейма, включая Поднепровье, широкой полосой в 300-400 км. Когда праславяне жили кучно севернее Карпат их называли венедами, то есть жителями земли «вене». После расселения на Дунае и в Среднем Поднепровье они стали называть себя выходцами из земли «вене», что значит сло-венами или славянами (1,21). Праславяие-висляне, мазовшане, поляне (днепровские и ляхи), древляне, дреговичи имели не только общие кровнородственные, генетические корни, но так же и единые основы психики и языка (до 20 тысяч слов).

С деятельностью славян неразрывно связана и оригинальная тшинецко-комаровская (II тысячелетие до и. э.) культура. Из данной формы исторически следовали пшеворско-зарубецкая, пражско-корчаковская и другие разновидности славянской культуры, сохраняя и воспроизводя постоянно ряд устойчивых признаков.

Наши древние предки занимались подсечным земледелием и скотоводством. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, в горах добывали соль (Галич). Орудия их труда - серпы, топоры, долота, скребки изготовлялись в основном из камня, но в обиходе появлялась уже и бронза. В хозяйстве использовались существующие поныне домашние животные.

Их поселения, как правило, состояли из 15-20 дворов, дома имели размеры 6x12 м. Им были присущи сложные культовые обряды. Мертвых сородичей хоронили в общих могильниках (ив курганах), но практиковали и сожжения. Урну с пеплом ставили на меже и поклонялись ей. Отсюда пошло и выражение - «чур меня (тебя)», заклинание именем пращура. Страшно было идти чересчур, переступать межу, где покровительство духа пращура прекращалось. Люди верили домашним богам, домовым, и поклонялись священному дереву-дубу, под которым вершили языческие ритуалы.

Первоначальное расселение носило характер природного процесса в пространстве, не зависело от внешних социальных факторов. Эти племенные образования имеют имена с окончанием «яне» - «ане» (поляне, мазовшане, древляне). Со временем они объединяются в союзы. Племенные союзы поселенческого типа приобретают в названиях окончание «ици» - «ичи» (кривичи, радимичи, тверцы, лютичи (вятичи).

Важную роль в судьбе и культуре восточных славян сыграли соседи, постоянные и кочевые жители евразийской степи. Таковыми в первую очередь следует назвать скифов.

Сменив родственные себе ираноязычные племена киммерийцев они вторглись в земли полян в VII веке до нашей эры.

Скифы были кочевниками-скотоводами. Жили они в двуосных повозках, уклад их быта был примитивен, а нравы жестокими. По словам Н. М. Карамзина, они пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляли как одежду, черепа - вместо сосудов и поклонялись богу войны в образе меча (2,35). Но они принесли с собой из Передней Азии металлические орудия, украшения, седла и сбрую.

Славяне в это время строят укрепления против степных кочевников и начинают варить железо, добываемое из озер и болот. Появляется железный плуг и пашенное земледелие.

Противостояние скифов и славян не исключает их культурного взаимообогащения. Начинается развитие торговли; с севера идут меха, зерно, воск, мед, а с юга оружие и украшения, металлические деньги. Благодаря господству скифов в степи осваиваются торговые пути в Сирию и Афганистан (в жребий Симов) через Хорезмское (Каспийское) море и в Болгарию и Византию по Днепру (Борисфену) через греческую Ольвию, лежащую в его устье, и далее по Черному морю.

У славян начинается процесс имущественного расслоения, военно-торговая знать все заметнее подпадает под скифское влияние. У соседей восприняты доспехи, лук, стрелы, короткие мечи с двумя лезвиями и звериный стиль прикладного искусства. Заимствуются и скифские (ирано-кельтские) слова. Наряду со славянскими терминами секира, див, туча уживаются до сих пор инородные - топор, бог, облако. У скифов скорее всего восточные славяне приобрели себе и божество - Даждьбога, владыку огня и света.

Сближение степняков и славян заходит достаточно далеко и греческие путешественники того времени не видят принципиальных различий в населении и всех совокупно называют скифами. Только удивлялись они, что скифы, проживающие по Ворскле и правобережью Днепра, земледельцы, а живущие восточнее являются кочевниками-скотоводами. Очевидно в ту пору стало важным и нужным выделить коренное земледельческое население полян. Самобытное население восточных славян правобережья Днепра, живущее оседло по реке Рось, дает отличительное имя всем полянам - россы.

Они в отличие от скифов, сарматов и надвигающихся по степи тюркоязычыых орд - люди росские, т. е. русские.

Давление степняков постоянно вынуждает полян, кривичей, древлян, полочан уходить на северо-восток, в леса, где земледелие было затруднено и малопродуктивно. Поэтому колонизация северо-восточных земель была длительной. Но она раздвигала границы обетованной русской земли и русской народности.

Не просто складывались взаимоотношения у восточных славян и с их северными соседями, обитавшими по берегам Варяжского (Балтийского) моря и на восток от него. Издревле свершалось здесь взаимодействие славян с древнекельтскими и угро-финскими племенами. Выходцы из северо-италийских земель кельты долгое время соприкасались со славянами и оказали на них заметное влияние. Об этом свидетельствует наш язык, в котором слова с корнями -вар-, -влад-, -мир-, -мар-, - град-, -част- и другими являются по происхождению кельтскими. Таковыми выступают и столь привычные для нас слова как отец, бояре, богатство, имущество, скот, слуга, тать, щит, вал; деньги; шкура; куна и т. д. (2,205; 3, 81).

У кельтов балтийского побережья ранее славян сложились зачатки военной демократии - дружины, жрецы, князья (военные предводители), языческие верования и символы были подчинены делу централизации племенной власти. Это происходило на фоне формирования городов, когда вождь племен обожествлялся, пурпурный цвет одежды и стяга уже символизирует военную и публичную власть.

Восточные славяне перенимали у кельтов не только языковые структуры, формы и символы военной организации, но, очевидно, и богов, таких как Перун и Велес. В ареале взаимодействия возникают первые русские городища - Новгород (I век), Псков, Изборск, Белоозеро, и путь варяг в греки по Ладоге, Волхову и Днепру как ось консолидации древнерусской народности и освоения культурных достижений своих соседей. Восточнославянский язык перенимал синонимы: пути-дороги, женщины-бабы, печаль-кручина, огонь-пламя, кони-лошади, собаки-псы, копья-рогатины, кмети-смерды и т. п.

И в то же время славянизированные кельты с южного берега Балтики все чаще оказываются в роли князей в городах северо-западной Руси. Об одном таком факте сообщает «Повесть временных лет». Распри и междоусобицы племен и селений стали невыносимы - «и не бе в нихъ правды, вста родъ на родъ». Тогда вроде бы посольство новгородцев, племен чуди и веси уплыло по Западной Двине к морю и просило то ли южноприбалтийских пруссов, то ли россов-варягов: «Земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет; идите княжить и владеть нами». И появились в 862 году три брата с дружинами, старший Рюрик стал княжить в Новгороде у славян ильменских, Трувор - в Изборске у кривичей и Синеус - в Белоозере у веси.

Князя призывали по доброй воле, «иже бы володел нами и судилъ по праву». Новгородцы, например, платили дружине варягов ежегодно 300 гривен, т. е. 150 фунтов серебра. Создается впечатление, что князья и смерды говорили на одном языке, услугами толмачей не пользовались (4, 18).

О Рюрике знаем лишь то, что сын его Игорь родился за два года до смерти отца и стал не новгородским, а киевским князем и почему-то после Олега, своего опекуна. Он получил престол... в 36 лет. Будущая киевская княгиня Ольга тоже кельтского происхождения. Родилась она под Псковом, у реки Великой, «... в веси зовомыя Выбуто, отца имаше неверна сущи, тако и матерь некрещену от языка варяжска, ни от вельмож, но от простых бяше человек» (Цит. но: 3, 82; 5, 5-66). Ее отец был паромщиком. Но княгиня Ольга, как известно, приняла крещение PI стала христианкой еще в 955 году. Сын ее Святослав Игоревич по своим героическим деяниям, по охвату и глубине понимания интересов Руси оценивается его потомками по праву как выдающийся государственный деятель и полководец (6, 95-203).

Формирующаяся древнерусская народность устанавливала и свою самобытную систему семейно-брачных отношений. По ходу разложения родового строя выделялись отдельные семьи, которые самостоятельно вели хозяйство. Но поселения многие-многие столетия оставались родственными. Для них важной задачей являлось добывание невест со стороны. Долгое время их просто похищали на игрищах, при ритуальных обрядах (на русалиях в ночь под Ивана Купалу). Известная нам игра в горелки напоминает о таких брачных традициях.

Умычки невест во избежание вражды между родами (поселениями) сопровождались выплатой вена-выкупа родственникам невесты. Затем стал обычаем выкуп невесты по сговору брачных сторон. Такие перемены происходили медленно и неравномерно. Летописец Нестор много веков спустя говорит о родимичах, кривичах как «...о мужах мудрых и смысленных», а по поводу обитателей северных земель заметил: «Живут в лесе звериньским образом», сохраняя множество первобытных черт в брачных связях.

Именно поляне утвердили обычай, соблюдающийся широко еще в недавнее для нас время, когда невесту ее родственники приводили вечером в дом жениха, а наутро несли ее приданое. Эти формы свидетельствовали о закреплении имущества в семье за мужчиной как главой семьи.

Итак, похищение невест на игрищах сменилось хождением жениха за невестой и выкупом ее у родственников, а затем по договору за невесту ее родственники давали приданое семье жениха. Отсюда происходят нынешние выражения «брать замуж» и «выдавать (выходить) замуж». Развивающиеся брачные отношения разрушали родовую замкнутость и формировали исподволь общерусскую народность. Родственники жениха и невесты становились свояками и свойство стало видом нового, социально-этнического родства.

Следует отметить, что приданое не только определяло отдельное имущество жены и ее положение в новой семье, но и имущественные права невесты как дочери и сестры в родительском доме. Сестра при братьях не была наследницей отцовского богатства, но братья были обязаны выдать ее замуж с приданым. Хорошо данную ситуацию передает и ныне бытующая поговорка: «Тесть любит честь, зять любит взять, теща любит дать, а шурин глаза щурит, дать не хочет». Брачные отношения, развиваясь, создавали и новые имущественные формы, традиции и нормы обычного права, постепенно делая их достоянием и характерной чертой уклада быта и сознания всего народа (7, 134- 137).

К середине первого тысячелетия Русь достигает новой ступени в своем развитии. Наряду с Новгородом начинается возвышение Киева не только как центра полян, но и в качестве политического центра всей русской земли. Кто такой Кий - основатель «матери русских городов»: перевозчик на Днепре, предводитель дерзкой ватаги варягов или торговый гость новгородский? Есть авторы, полные скепсиса и презрения к далекому прошлому славян, убежденные, что только норманны-варяги могли создать государство в древней Руси.

Они видят в Кие соответствующую персоналию. Но летопись помнит, что Кий при переправе на нижнем Дунае основал город Киевец, что он с посольством ходил в Царь-град и был на приеме у императора - «принял честь вели-ку от цесаря».

Следовательно, Кий, живший на стыке V-VI веков, был не племенным старейшиной, не главарем шайки-дружины, а признанным руководителем объединения славянских племен.

Возвышение Киева связано с объективным процессом консолидации единой древнерусской народности, оно вызвано потребностями оборонного, культурного, торго-во-хозяйственного союза земель. Город располагался при слиянии многих рек днепровского бассейна - Березины, Сожа, Десны, Пела, Сейма. Поэтому он был удобен и выгоден как место торговли. Но важнее всего стала его роль и как первопрестольного центра управления и обороны славянских племен, русского народа. А врагов опасных было много: скифов сменили сарматы, затем явились буддины, с севера по Днепру нахлынули готы, опустошительным смерчем пронеслись гунны. Народ долго помнил печальное «время Бусово», когда славяне не смогли противостоять германцам.

Но существенно то, что с конца V века складывается союз славянских племен по всему бассейну Днепра и северо-восточной лесостепи, начинает формироваться общее государство - Киевская Русь во главе с полянами. Поэтому и все полторы-две сотни объединяемых мелких племен приобретают новое общее качество, они, по словам летописца, тоже «поляне, яже ныне зовомая Русь» (1, 9).

Из Киева идут теперь процессы колонизации на юго-запад по Днестру на Дунай и к белым хорватам в Угорщину и на северо-восток, где возникают города Чернигов, Новгород-Северский, Рыльск, Курск. И в XI веке уже оформляется как устойчивая административная политическая структура раннефеодальное государство Киевская Русь от Днестра до Волги, от Варяжского моря до Черного.

Этапным событием в развитии государства и древнерусской народности стало принятие христианства в 988 году как официальной религии. На смену племенным божествам приходила единая вера, единая централизованная организация церкви. Митрополит в Киеве символизировал духовное единение народа и государства не в меньшей степени, чем великий князь своим престолом. Православие и церковь пробудили в народе сознание его  единства, дали осязаемые формы и ритуалы духовной общности. Сознание общей родины доминировало в самых отдаленных уголках русской земли вплоть до Куликовой битвы. И не случайно конные полки волынян под началом воеводы Дмитрия Боброка пришли на берега далекой Неирядвы и сыграли выдающуюся роль в разгроме мамаевых орд.

Утверждение православия и тем замечательно, что открыло перед русскими людьми широкие возможности в освоении передовой по тем временам византийской культуры - греческой философии, римского права, достижений книгопечатания, живописи (иконописи), архитектуры, хорового пения и т. и. Достаточно в этой связи напомнить, что Киево-Печерский монастырь, где игуменом был наш земляк Феодосии, но праву числился первым и подлинным русским университетом уже в XI веке (5, 69- 140). В его стенах и пещерах воспитывались игумены и епископы. Здесь наряду с богословием изучали греческий язык, риторику, церковную литературу и как подвиг - вели летописи. При Феодосии и при его наставничестве начинал свою благословенную деятельность Нестор - автор «Повести временных лет».

Существовали и светские школы для юношей, где изучали цифирь, коммерцию и молитвы. В 1086 году сестра Владимира Мономаха устроила школу и для девушек. Удивительно и другое. В это время широко распространяется на Руси письменность. Множество рядовых людей на бересте вырезают наставления детям, письмо дальнему родственнику или долговое обязательство. Бересту читают и понимают не только в Новгороде, но и в Киеве, на Волыни, в Курске.

Народ бережно хранит свою историческую память, крепит основы своей духовности. Воины-кмети, такие как Микула Селянинович, создают эпос, слагают великолепные былины и мифы. Из поколения в поколение передаются сказания о трех царствах, о царе Светозаре, о младшем сыне царя славян Таргитае, с рождением которого с неба упали святыни народа - золотой плуг с ярмом, чаша и топор.

Жили волшебные кузнецы Кузьма и Демьян. Сорок лет они ковали плуг и он весил 300 пудов. На их землю налетал злой черноморский змей. И вот однажды прилетел этот змей, разрушая жилища и губя урожай. Но кузнецы ухитрились, раскаленными клещами ухватили чудовище и впрягли его в гигантский плуг. Змей протащил тот плуг аж до Днепра, выдохся и утонул в омутах Словутича.

Многое отзывается в русском сердце на подобные сказы. В них запечатлена чуткая память народа о началах землепашества, выделки железа, кузнечного ремесла и об извечной беде, налетающей со степи.

Развивающаяся духовность народа кропотливо создавала свои самобытные формы. Главный сюжет вышивки — женская фигура с воздетыми к небу руками и с птицами  лебедями по сторонам. Есть у нас неповторимый орнамент кружев, резьбы по дереву и камню, своеобразная ритмика танцев и хороводов, разливная, задумчивая песня и озорная частушка.

С незапамятных времен люди чувствовали гармонию и постигали ее законы - «золотое сечение» пропорций - 38,2:61,8 или 108:176,4= 176,4:(108 +176,4). Знали эти секреты и наши пращуры. Так, след мужской ступни, равный шестой части его роста, лег в основу расчета колонн. Строители храмов виртуозно переходили от прямоугольных фундаментов к сферам куполов, найдя свой способ расчета «золотого сечения». Как установил академик Б. А. Рыбаков, достигалось это чередованием разных сажен: мерной (176,4 см), великой (249,46), прямой (152,76), косой (216). Далее сажени делились на локти, пяди, пясты (1,109-110).

Русские мастеровые люди отличались многообразными талантами издревле. Они создавали крепости и дворцы, белокаменную резьбу храмов и многокрасочную финифть на украшениях, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты с изображением русалок.

Трудами, ратными подвигами и талантом народа обустраивалась земля и хорошела, рождая в человеческом сердце радость и поэтический восторг.

  • О светло-светлая и украсно-украсная
  • земля Русская!
  • И многими красотами удивлена еси!

Органической частью русской земли был и наш соловьиный край, свидетельство тому «Слово о полку Игореве...»

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Рыбаков Б. А. Из истории культуры древней Руси. М, 1984.
  • 2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989.
  • 3. Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов. «Вопросы истории». 1974, №Ц.
  • 4. Повесть временных лет. М.-Л., 1950.
  • 5. Панова Вера. Лики на заре. Л., 1969.
  • 6. Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. 9.
  • 7. Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в девяти томах. Т. 1, М 1987.